Во
многих современных автомобилях, таких как «ГАЗель» (ГАЗ 2705, 33021), «Волга»,
КРАЗ и дру-гих используются
электронные спидометры с ми-кроамперметром
и шаговым двигателем. Такие спидометры работают в комплекте с электронным
датчиком Холла, установленным на коробке пере-дач. При движении автомобиля датчик приво-дится во вращение от шестерни
вторичного вала коробки передач. За один оборот вала датчика вы-рабатывается шесть импульсов
электрического то-ка. Эти
импульсы поступают в схему спидометра. Индикатором скорости в спидометре
является микроамперметр. Кроме того, усиленные импуль-сы от датчика подаются на шаговый электродвига-тель, который вращает барабанчики
указателей пройденного пути.
Согласно технической
документации, с которой можно ознакомиться в [1], для проверки исправ-ности такого спидометра необходимо с
генерато-ра сигналов Г5-54
подать на вход подключения к спидометру датчика Холла импульсы прямоуголь-ной формы положительной полярности
амплиту-дой 6...7 В,
длительностью 200...250 мкс и часто-той
100...200 Гц.
Если же
пользователю или слесарю автопарка не важна высокая точность проверки показаний
спидометров, а необходимо лишь иногда прове-рять их работоспособность, то с этой задачей мо-жет легко справиться предлагаемая
автором кон-струкция простого
генератора прямоугольных импульсов
Принципиальная электрическая схема генератора показана на р=-". .-. Он собран на микросхеме универсального таймера 555. Схема включения типовая. Номиналы элементов С2, 82 — R4 подобраны таким образом, чтобы получить на выходе менее частотой 100...200 Гц. Требуемую частоту импульсов собранного генератора отрегулировать подстроечным резистором R3. Схема рассчитана на использование с напряжением бортовой сети 12 В. Если же напряжение бортовой схем автомобиля составляет 24 В (например, в КРАЗ}, то схему необходима дополнить интегральным стабилизатором DA2, включив его в разрыв цепи питания так, как показано на схеме пунктиром.
Конструкция и детали
Все элементы схемы собраны на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита размерами 30х20 мм. Чертеж печатной платы и схема расположения элементов lloKBsBHbl на рис.2. Для удобства повторения чертеж показан со стороны фольги. Особых требований к ним не предъявляется. К точкам ХТ1-ХТЗ припаивают проводники, на другом конце которых устанавливают разъем, аналогичный разъему подключения датчика Холла. На этот разъем выведены все необходимые для работы генератора цепи: плюс/минус питания и вход спидометра. Печатную плату устанавливают в подходящем электрически изолированном корпусе. Автор использовал для этой цели отрезок пластикового кабельного короба сечением 25х1 6 мм.
Сборка, наладка и использование Правильно собранный генератор в наладке не нуждается. Следует обратить внимания выводов разъема, так как при случайном попадании питающего
напряжения на выход генератора он выйдет из строя.
устройство подключают вместо датчика Холла и подстроечным резистором R3 добиваются желаемого показания спидометра, например 60 км/ч. Если диапазона регулирования окажется недостаточно, то для увеличения граничной частоты генератора следует уменьшить сопротивления резистора R4,а для ее уменьшения-увеличить
|